- Майя
- (Мауа), народ, создавший цивилизацию на п-ове Юкатан и территории Британского Гондураса в зоне джунглей, непосредственно к югу от него, и горных районах Гватемалы и Западного Гондураса. Происхождение М. следует искать в местных культурах предклассического периода с учетом контактов с районами Исапа и ольмеков. К 200 г. до н.э. в центральных областях низменной Гватемалы возводятся первые пирамиды (Тикаль, Вашактун), вскоре появляется ступенчатый свод. Первая датированная стела из Тикаля относится к 292 г., начиная с 300 г. можно говорить о классической цивилизации М. Ранний классический период (300–600 гг.) открывает золотой век культуры М. в низинных районах. Земледельцы жили в джунглях, в то же время возводились крупные церемониальные центры — средоточие административной и религиозной деятельности, а также развития искусства. Высокого уровня достигли архитектура, скульптура и живопись, для хранения информации использовалась иероглифическая письменность, в храмах, стоящих на вершинах пирамид, проводились сложные церемонии. Жрецы-астрономы наблюдали за Солнцем, Луной и планетами, они разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в христианской Европе (см. Календарь), использовали двадцатеричную систему, им было знакомо понятие нуля. В южной области (горные районы и тихоокеанское побережье Гватемалы) наблюдаются определенные отличия: такие признаки культуры М., как склепы со ступенчатым сводом и хронология длинного счета, отсутствуют. В позднем классическом периоде (600–900 гг.) развитие культуры продолжается, скульптура и архитектура становятся более пышными, проявляются местные стили (рис. 89). Выделяется территория Северного Юкатана, где, например в Чичен-Ице и Ушмале, в строительстве великолепных зданий 9 в. складывается стиль Пуук. По недостаточно ясным причинам в конце периода наступает закат цивилизации в низинных районах, и в 9 — начале 10 в. крупные центры забрасываются. Постклассический период (с 900 г. до испанского завоевания) лучше всего представлен на Юкатане, где факторы, приведшие к падению культуры М. в долинах, были, по-видимому, менее действенными. Начало периода ознаменовано сильным мексиканским влиянием, особенно в Чичен-Ице, где здания возводились в тольтекском стиле Центральной Мексики, а в искусстве появляются изображения тольтекских воинов, побеждающих вождей М. Легенды М. запутанны и противоречивы, в них содержатся упоминания о группе пришельцев мексиканского происхождения — ица, которые захватили Чичен и управляли из него большей частью Юкатана. В другой легенде сообщается о прибытии Кукулькана с группой пришельцев в 967–987 гг. «Кукулькан» является синонимом Кецалькоатля (бог, который изображался в виде пернатой змеи, хорошо известен у тольтеков), и рассказ может свидетельствовать как о завоевании в широких масштабах, так и о введении культа Кецалькоатля. Около 1200 г. ица были изгнаны из своей столицы, и ведущим городом Юкатана становится Майяпан. Период величия М. к тому времени был уже позади. Майяпан был заурядным городом, и во время его доминирования художественные стандарты все более снижались. Около 1440–1450 гг. Майяпан был разрушен, последовал период разъединения и междоусобиц, продолжавшийся до покорения Юкатана испанцами в 1541 г. Царства М. в горной Гватемале были подчинены в 1525 г., на равнине потомки изгнанных ица продержались до 1697 г. (см. Бонампак, Каминальгую, Паленке).Рис. 89. Храм майя в Паленке.
Археологический словарь. — М.: Прогресс. Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев. 1990.