Антропоморфный комплекс это:

Антропоморфный комплекс
    неоантропа, воплощение образа человека. В отличие от всего последующего искусства тема человека в А. к. была исторически вторичной — и по возрасту, и по ее месту в репертуаре. Вопреки решающей роли охотничьего труда (художественное свидетельство тому — расцвет анимализма) господствующее положение в этой сфере занял женский образ, став олицетворением всего человеческого начала. Численно женские изображения примерно десятикратно превосходят мужские. К тому же в отдельных плоскостных композициях (Ляско — см. фото 6) мужчина предстает в явно недееспособном состоянии (наклоненная, поверженно падающая фигура с птицеобразной личиной).
    Примерно полвека находки по-своему эффектных Венер палеолита (рис. 27; фото 33) воспринимались в качестве очевидных свидетельств особой чувственной сексуальности как основы сознания древнего человека. Такая эротическая атрибуция декларировалась в двух вариантах — галантном, французском (идеал красоты палеолита, запечатлевший «откормленную» женщину) и в более грубом («дилювиальная порнография») — в немецкоязычной литературе. Социальную семантику в А. к. усмотрел П.П.Ефименко, опиравшийся на традиционное тогда в советской науке положение о матриархате (т.е. женовластии) в плейстоцене. Продолжающееся изучение памятников вытесняет романтику ледникового матриархата представлениями о равенстве полов в структуре родового общества. Образ «женщины вообще», насыщенный мифологической фантазией (изображения — безголовые, нередко с открытой шеей, либо с птичьими чертами и т.п.) и опирающийся на логику анимизма (праматерь-распорядительница, управляющая сменой поколений), олицетворял вечность и нерушимое единство коллектива. Тема человека, вероятно, выделялась в пробуждавшемся сознании палеоантропа позднего мустье (появление погребений неандертальцев). На заре верхнего палеолита (ранний ориньяк) образ женщины становится антропоморфной составляющей всей концепции мира. Свидетельством преимущественно логической, а не чувственной функции является реализация темы не только в сюжетной, но и довольно широко в знаковой записи (обычно схематическое обозначение «безголового» корпуса женского тела, потенциального носителя бесконечного потока новых жизней). А. к. в основном был ограничен только малыми формами, в репертуаре преобладала круглая скульптура и лишь в мадлене появились одиночные плоскостные гравировки.
    Расцвет выраженного женщиной А. к. приходится на среднюю и заключительную пору верхнего палеолита (сюжетная, схематизированная и «знаковая» скульптура, а также различные плоскостные знаки и орнамент: основной элемент — острый угол или треугольник, обозначавшие «великое чрево» праматери). Серию комплексных символов, совмещающих атрибуты мужчин и женщин и считавшихся изображениями гермафродитов или «пластическими каламбурами», можно рассматривать как архаичный способ выражения идеи «человека вообще».

Археологический словарь. — М.: Прогресс. . 1990.

Смотреть что такое "Антропоморфный комплекс" в других словарях:

  • Анимизм —     (от лат. anima  душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций.… …   Археологический словарь

  • Анимализм —     (от лат. animal  животное), господствующее направление художественного творчества позднего плейстоцена, выражающее историческую неповторимость искусства палеолита. Доминирующий образ зверя определяет единство малых форм и пещерного искусства …   Археологический словарь

  • Искусство палеолита —     наделенная глубоким историческим своеобразием древнейшая изобразительная деятельность неоантропа. Первые реликвии ее малых форм открыты Э.Лартэ при раскопках французских пещер в начале 60 х гг. 19 в., вскоре после признания идей Буше де Перта …   Археологический словарь

  • Малые формы —     небольшие по размерам произведения изобразительного искусства эпохи верхнего палеолита, выполненные в объеме (круглая или уплощенная скульптура, реже  барельефы) или в плоскостном воплощении (гравировка, краска) на поверхности бивня, рога,… …   Археологический словарь

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • ИНДУИЗМ — традиц. религия Индии. Термин «И.» возник на основе персид. варианта названия р. Синдху (греч. Индос, ныне Инд), к рое позже стало обозначать не только реку и страну Индию, но и населяющий ее народ. Мусульм. и европ. завоеватели называли… …   Православная энциклопедия

  • Мифология адыгов — Мифология адыгов  объект исследования многих научных дисциплин (философии, истории, археологии, лингвистики, филологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания адыгов : мифы, эпосы, сказки и др. Содержание 1 Общие… …   Википедия

  • Центральная Америка — (Central America) Сведения о Центральной Америке, история и география Центральной Америки Сведения о Центральной Америке, история и география Центральной Америки, политика и экономика Содержание Содержание 1. География Берега Рельеф Геологическое …   Энциклопедия инвестора

  • ГРУЗИЯ — [Грузия; груз. საჟართველო], гос во в центральной и зап. части Закавказья. Сакартвело, название страны по грузински, происходит от груз. «карт», «картвели» (грузин), к рое в свою очередь восходит к названию центральной исторической провинции Г.… …   Православная энциклопедия

  • АРМЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений армян. Истоки А. м. уходят к мифологиям и верованиям племён, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»