Петроглифы Карелии


Петроглифы Карелии
    наскальные ансамбли искусства первобытной Фенноскандии. Преимущественно силуэтные фигуры выполнены в технике точечной выбивки (пикетажа) всей поверхности. Принятая датировка этих центров (3-е — 1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.), где в эпоху неолита и раннего металла продолжалось развитие синкретичного в основе, анималистически-сюжетного творчества, вероятно, может несколько удревниться (особенно Беломорье). Основные, порой фантастически трактованные сюжеты — промысловые лесные звери (лоси и олени), лодки и люди, птицы. Особую тему Беломорья представляют группы движущихся лыжников, нередко с луками (всего 37), на р. Выг много больших лодок, сцен гарпунной охоты на морского зверя. Но общей для памятников является неполнота отражения бытия (почти полное отсутствие в обоих очагах изображений рыбы, несмотря на то что тогда она составляла основу пищевого рациона). Итогом этой ступени осуществления человеческого феномена стало выделение обобщенного образа охотника-добытчика как активного и дееспособного социального начала, предтечи «героев» мифологии железного века, передаваемой, в частности, гигантскими фигурами как онежского, так и беломорского (Бесовы Следки) «Беса».

Археологический словарь. — М.: Прогресс. . 1990.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.