- Сарматская культура
- 3 в. до н.э. — 3 в. н.э., сменила савроматскую сначала в Приуралье, где она сформировалась в ее недрах в связи с проникновением сюда пришельцев из соседних лесостепных и более восточных степных областей. В конце 4 — начале 3 в. она распространяется на территорию Нижнего Поволжья и в 3–2 вв. до н.э. далее на запад, в волго-донские степи, на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. С. к. подразделяется на три хронологических периода, каждый же из них часто рассматривается исследователями в качестве самостоятельной культуры. Для всех трех периодов, как и для савроматской культуры, характерен кочевой уклад жизни населения. Однако в некоторых районах происходит оседание части сарматского населения. Особенно значителен этот процесс был на территории Северного Кавказа. 1-й период — раннесарматский (прохоровский) — 2-я половина 4–2 вв. до н.э. Характеризуется значительными изменениями в погребальном обряде, появлением новых форм вещей (мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием, зеркала с валиком по краю, круглодонная керамика). Памятники периода распространены на территории от Приуралья до Днепра, включая и Северный Кавказ, и связаны с движением сираков, языгов и роксолан. 2-й период — среднесарматский (сусловский), датируется 1 в. до н.э. — 1 в. н.э. Памятники 1 в. н.э. открыты в Румынии и Венгрии, что подтверждает свидетельства античных авторов о продвижении языгов и роксолан за пределы Северного Причерноморья в это время. При сохранении многих черт погребального обряда, характерных для захоронений 1-го периода, заметны изменения в вещевом комплексе 2-го периода. Распространяются железные черешковые наконечники стрел, мечи и кинжалы с кольцевым навершием, маленькие зеркала, фибулы и т.д. Характерно большое количество импортных изделий: разнообразные керамические сосуды, полученные главным образом из греческих городов Северного Причерноморья; серебряная и бронзовая посуда италийских и провинциальных римских мастерских и др. Отличительной чертой является широкое распространение ювелирных изделий, украшенных вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла («полихромный» стиль). Период выделяется среди других большим числом захоронений. К нему же относится и серия богатых погребений сарматской знати (Косика в Поволжье, Воздвиженская в Прикубанье, на Нижнем Дону — «Новочеркасский клад», Садовый курган, в Нижнем Побужье — Соколова Гора). 3-й период — позднесарматский (аланский), 2–3 вв. н.э. В этот период наблюдается важное изменение в погребальном обряде, южная ориентировка, характерная для прохоровского и сусловского периодов, заменяется на северную. Распространяется обычай деформации черепов. Многие явления сусловского периода и элементы его вещевого комплекса существуют в аланском периоде. Мечи с кольцевым навершием продолжают употребляться, но постепенно вытесняются мечами без навершия и перекрестия (табл. 21). С. к. оказала сильное влияние на культуру окружающих ее народов. Скифская культура со времени вторжения сарматов в Северное Причерноморье перестала существовать как в степной, так и в лесостепной зонах. Уцелевшие после разгрома сарматами скифы восприняли вещевой комплекс их культуры. Влияние сарматов сказалось и на культуре жителей городов Северного Причерноморья. Памятники С. к. исчезают после вторжения готов.
Археологический словарь. — М.: Прогресс. Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев. 1990.